Лера Пестерева

Make up: Маша Полканова @Coco_hairstyle | Фото: Ира @ilikephoto.studio | Интервью: Оля Егазарова oe@4lovek.com

ДОСЬЕ

Первый архитектурный конкурс выиграла на первом курсе, когда еще не знала, как чертить
Учит китайский и готовится получить 4ый уровень сертификата HSK в марте
Встает в 6 утра
Умеет готовить фиолетовые пельмени
В социальных сетях: Facebook

Наши новые герои – молодые и амбициозные архитекторы Лера и Рома. Уже 7 лет, начиная со второго курса МАРХИ, они совместно стажируются, делают проекты и участвуют в конкурсах. Каждый самостоятельно развивается в рамках архитектурных бюро: Лера в Speech участвует в масштабных строительных проектах, Рома – в «Рождественке» – занимается реставрацией и переосмыслением исторических зданий. А два года назад наши герои основали собственную архитектурную мастерскую «ПАРК», где вместе ищут и реализовывают собственное видение общественных и индивидуальных пространств. В интервью наши герои расскажут о том, как жить на двух работах, как вовлекать жителей в проектирование и что ждет архитектуру в будущем.

look1

Расскажите, как вы пришли в архитектуру? Это был осознанный выбор?
Рома: У моего отца есть друг детства – состоявшийся архитектор со своим бюро. Как-то раз он делал нам проект квартиры, родители взяли меня с собой в бюро, и мне очень понравилось: чертежи, макеты… тогда и заразился этим. И когда, спустя время, встал вопрос, куда поступать, я выбрал МАРХИ. С Лерой, кстати, познакомились еще до института – в школе Старт, где Лера училась, а я готовился к поступлению.
Лера: У меня все началось с пространства аэропорта. Мы в детстве очень часто путешествовали с родителями. И аэропорт был местом, где мне нравилось находиться больше всего, потому что там ты всегда на границе каких-то перемен. И я подумала, что было бы здорово построить такое место. Пошла, как и сказал Рома, в школу Старт, потом поступила так же в МАРХИ. Было не просто. Помню, ушла в слезах с первого занятия по черчению, потому что вся моя работа была красной от исправлений. Но уже следующую работу преподаватель сохранила в архив как пример для будущих поколений студентов. И сказала, что я боец (улыбается).


ЛЕРА: КОГДА НА ПЕРВОМ КУРСЕ Я РЕШИЛА ПОУЧАСТВОВАТЬ В КОНКУРСЕ, МНЕ ВСЕ ГОВОРИЛИ: «ТЫ ЖЕ ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ УМЕЕШЬ!». НО Я СДЕЛАЛА И ДОКАЗАЛА. ТАК И ПОЛУЧАЕТСЯ – Я ЧТО-ТО ДЕЛАЮ, ЧТОБЫ ДОКАЗАТЬ, ЧТО СМОГУ.

look2

Расскажите, как и когда возникла мастерская «ПАРК»?И как удается совмещать собственный проект с основной работой?
Л: Финальная цель любого архитектора – заниматься собственным творчеством, рассказать что-то свое. Поэтому возник «ПАРК». Хотя, конечно, только в большой компании можно получить опыт работы на масштабных проектах, как например, когда я работала над реконструкцией Лужников в рамках Speech.
Официальный возраст нашей мастерской где-то два года. Но на самом деле мы начали вместе участвовать в конкурсах со 2ого курса, т.е. с 2008-09 года.
Р: Для меня «ПАРК» – это постоянный процесс созидания. Мне хочется вырастить что-то свое, свое понимание, свое мировоззрение на архитектуру. При этом я продолжаю набираться опыта на основной работе в бюро «Рождественка».
Л: Мы работаем над своими проектами утром, в обед, вечером и в выходные. Самое трудное, что хочется во всем участвовать, но Рома меня останавливает (улыбается). Иначе действительно не хватит ни сил, ни сна, ни времени.
Р: Иногда приходится даже бросать то, что начали, так как сроки и задачи на основной работе в приоритете. Тем более, заработок, который она приносит, позволяет нам развивать нашу мастерскую.

look3

Какими проектами занимается ваша мастерская?
Р:
Мы в основном делаем проекты, связанные с общественными пространствами в парках, так называемые малые архитектурные формы. Помимо этого занимаемся проектированием частных домов и интерьеров. Но на самом деле мы делаем все, участвуем во всех интересных конкурсах.
Л: Когда начинали, то, как сумасшедшие, участвовали во всем подряд, не особо задумываясь. Потом обросли контактами в разных городах, стали получать заказы и уже можем выбирать.
Р: Кстати, «ПАРК» в нашем написании – это первые буквы наших имен: Пестерева Лера Роман Ковенский (ПЛРК).

look4

Расскажите, пожалуйста, про какие-то самые интересные или необычные из реализованных проектов.
Л: Например, мы проектировали общественный павильон – «Общественный гамак» – в Александровском саду в Нижнем Новгороде в рамках фестиваля «О’Город».
Р: С этим проектом связано несколько интересных фактов (улыбается). Во-первых, организаторы очень удивились, что строить гамак мы приехали вдвоем, когда на меньшие объекты приезжали команды по 10-15 человек. Хорошо, что помогли волонтеры и организаторы. Во-вторых, мы решили использовать экспериментальный материал – сетку, которую обычно применяют на стройках, чтобы ловить строительный мусор вокруг здания. Возможности протестировать на людях не было. Но все обошлось. Правда, в какой-то момент в гамак залезло 15 человек вместо рекомендованных 6-ти, и сетка все же не выдержала (смеется). После фестиваля ТЦ «Мега» выкупили у нас гамак и установили на своей площадке, настолько он был популярен среди местных.
Л: И уже на обратном пути мы решили прямо в поезде участвовать еще в одном проекте – придумывали объекты из вторсырья (горбыля и кабельных катушек) для православного рок-фестиваля «Троица: Все Живое», который уже 3ий год подряд организует батюшка из г. Электроугли. Это целая отдельная история, результат можно посмотреть у нас на сайте.

look5

Кем из архитекторов вдохновляетесь в работе?
Л: Они меняются со временем, до чего-то надо дорасти. До классики, например.


ЛЕРА: КОГДА РИСУЕШЬ ГИПСОВЫЕ ГОЛОВЫ В ИНСТИТУТЕ, ТО ТЫ НЕНАВИДИШЬ КЛАССИКУ И МЕЧТАЕШЬ О ЛОМАНЫХ ФОРМАХ. НО ПОТОМ ПОНИМАЕШЬ, ЧТО ЭТО МНОГОВЕКОВОЙ ТРУД, РЕЗУЛЬТАТ ПРОБ И ОШИБОК МНОГИХ ЛЮДЕЙ. И С ГОДАМИ ТЫ ОБРАЩАЕШЬСЯ К КЛАССИКЕ ВСЕ ЧАЩЕ.

Р: Мы вот когда увидели виллу Ротонда Палладио, встали на колени и почти разрыдались (смеются). Мне нравится итальянский архитектор Карло Скарпа. Он очень тонко чувствует детали и любит их. Еще Алвар Аалто – финский архитектор, он работает с деревом. В Выборге есть потрясающая библиотека, которую он спроектировал.
Л: Для меня это Ма Янсон, директор MAD Architects. И Шигеру Бан, который в Москве проектировал временный павильон музея «Гараж» в Парке Горького (к слову, не лучший пример его работы). Мне он нравится тем, что отталкивается от используемых материалов, и они определяют форму здания.

look6

Лера, ты целый год стажировалась в Китае. Расскажи, чем отличаются подходы там и в России: к архитектуре, к проектированию, к жизни?
Л: Да, после дипломного года в МАРХИ я стажировалась в MAD Architects. За это время я успела поучаствовать в особенных для меня конкурсных проектах: Международный финансовый центр в Рублево-Архангельском и музей частной коллекции Джорджа Лукаса в Чикаго. С участием в последнем мне повезло – один из директоров взял меня на встречу, где обсуждался этот секретный для всего бюро проект. А затем было 1,5 месяца работы без выходных – на износ, на выживание.


ЛЕРА: КИТАЙЦАМ ЛУЧШЕ УДАЛОСЬ ОСОЗНАТЬ СВОЮ КУЛЬТУРУ, ЧЕМ НАМ. СЕЙЧАС УЖЕ МОЖНО ОТЛИЧИТЬ КИТАЙСКОЕ ЗДАНИЕ ОТ ЗДАНИЙ, СКАЖЕМ, ЗАХИ ХАДИД, КОТОРЫЕ СТРОЯТСЯ ПО ВСЕМУ МИРУ. МНЕ КАЖЕТСЯ, НАША ЗАДАЧА СЕЙЧАС – ТАКЖЕ НАЙТИ СВОЕ ЛИЦО В АРХИТЕКТУРЕ.

Что касается подходов, то метаболизм там гораздо быстрее, хотя из-за этого иногда страдает проработка деталей. Еще существует практика, когда двум людям дают один проект и не разделяют обязанности. Возникает конкуренция, но она стимулирует к работе, а начальник на выходе получает два хороших варианта. Это стресс, но и крутой способ накачать свои профессиональные мышцы. Молодые китайские архитекторы, которых я видела, на два шага впереди российских.

look7

Как вы считаете, какими качествами должен обладать архитектор, в чем его задача?
Р: Архитектор – это такой посредник между горожанами, властью, профессиональным сообществом, бизнесом. Еще архитектор – это профессиональный дилетант. В первую очередь он должен знать, как устроен процесс и видеть картину в целом, направляя и координируя всех участников проекта, не вдаваясь в узкоспециализированные вопросы.


РОМА: АРХИТЕКТОР – ЭТО ГУБКА, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ВСЕ ВОКРУГ ВПИТЫВАТЬ, ВСЕМУ УЧИТЬСЯ. ЭТО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – СОСТОЯВШИМСЯ АРХИТЕКТОРАМ ПО 40-50 ЛЕТ. НО ТОЛЬКО К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ У НИХ ПОЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫЙ ОПЫТ, КЛИЕНТУРА И СТАТУС. ДО ЭТОГО НАДО ДОЖИТЬ.

Л: Мне кажется, задача архитектора – сделать так, чтобы жизненные процессы эффективно существовали в заданном пространстве. Создать такую платформу, которой люди смогут пользоваться, и которая будет органически развиваться в соответствии с их нуждами. Для нас это каждый раз вызов.

look8

Поделитесь, пожалуйста, какие сейчас основные тренды в вашей сфере?
Р: Сейчас набирает популярность партисипаторное проектирование. Суть в том, чтобы вовлекать местных жителей в обсуждение и принятие решений по строительству или реконструкции локальных объектов. Этот принцип мы, кстати, реализовали совместно с «Проектной группой 8» при создании общественного центра села Борисово-Судское в усадьбе Хвалевское.
Л: Я бы еще добавила в тренды демократизацию проектирования, строительства и производства. То есть скоро человек сможет просто зайти в Интернет и на специальном сайте создать идеальный дом. В связи с этим архитектору скоро понадобятся совсем другие навыки и инструменты. Например, на Стрелке, где я сейчас учусь, мы занимаемся гибридным урбанизмом – ищем ответ, как диджитал-технологии помогут сделать жизнь в городе более удобной.
Р: Еще джентрификация и превращение бывших городских промзон в культурные центры. Не охваченный пока сегмент – промзоны между городами. Мы, кстати, хотим в этом поучаствовать – находить такие промзоны и заниматься их ребрендингом.

look7

Что бы вы порекомендовали начинающим специалистам? Каких ошибок стоит избегать?
Р: Мое мнение, что нужно начинать с малого. Если ты сразу идешь в корпорацию, то не поймешь, зачем тебе нужна вся эта архитектура. У меня много таких примеров – разочаровавшихся архитекторов. И не стоит сразу брать проекты с большой ответственностью. Также обязательно во всем участвовать, быть активным и позитивным (смеется).
Л: Что касается ошибок, то очень многие архитекторы считают себя умнее заказчика, видят в нем куклу с деньгами, за счет которой они могут реализовывать свое «Я». Считаю, что это неправильно. По сути, только сам человек знает, что ему нужно для жизни в доме, как местные жители знают, что им нужно во дворе. Задача архитектора – помочь заказчику четко сформулировать свои желания и идеи.

Наш предыдущий герой задает вам такой вопрос: «Что для тебя счастье? Не в том глобальном смысле о котором, быть может, ты сейчас подумал(а), а такое простое, ежедневное. Минуты радости, которые вызывают улыбку и от которых становится как-то просто хорошо?»
Л: Маленькое счастье – когда есть время на тишину.
Р: Быть с близкими мне людьми. Те драгоценные минуты, приносящие радость и счастье. Иногда бывает сложно поддерживать связь с семьей и старыми друзьями – кто-то уехал в другую страну, кто-то в другой город, кто-то все время занят работой или учебой. Поэтому, когда все собираются вместе – это важнейшие моменты нашей жизни.

Задайте, пожалуйста, вопрос следующему герою.
Л: Что бы вы сказали себе-будущему от себя-настоящего?

ГЕРОЙ РЕКОМЕНДУЕТ

Путешествия:
Пекин – арт-квартал Caochangdi (найти Ай Вейвея); Yashow market (китайский рынок); Gaobeidian (рынок антикварной мебели, где каждый может купить свою поддельную опиумную кушетку династии Минь); концертная площадка Yugong Yishan (послушать китайский рок); Yabaolu (улица элегантных сокровищ, Russia Town в Пекине)
Поесть и выпить:
Пекин: ресторан Dali Courtyard (очень хорошая юннаньская кухня); ресторан Lost Нeaven (еще одно место с хорошей юнанньской едой), ресторан Rumi (персидский гриль); кафе The Veggie Table (милое и уютное вегетарианское кафе); бар The Yin (лучший вид на Запретный город в баре отеля Император)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s